Цель чтения художественной литературы в детском саду

Цель чтения художественной литературы в детском саду

Ознакомление детей с художественной литературой в детском саду.

Скачать:

Вложение Размер
seminar_oznakomlenie_detey_s_khudozhestvennoy_literaturoy.doc 114.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ»

Детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка!
А. Токмаков

Цель: совершенствование системы работы педагогов по ознакомлению детей с художественной литературой

  • Цели и задачи ФГТ
  • Задачи программы по возрастным группам
  • Методы, приемы и формы работы

Образовательная область « Чтение художественной литературы»

Эта образовательная область тесно связано с образовательной областью Коммуникация, так как богатство речи ребенка во многом зависит от чтения. Проблемы с детским чтением обусловлены теми же причинами, что и коммуникационные проблемы. Однако не только. Изменилось и наше общество, которое мы когда-то называли самым читающим в мире. Меньше читают родители (по разным причинам) – меньше читают и дети. Самое главное – у многих детей не возникает интереса к чтению, и родителям приходится их «заставлять» читать, что, конечно же, не способствует у ребенка возникновения интереса к книгам. Впрочем, изменились и сами книги. Появились новые носители информации. Читать можно и на электронных носителях, и это во многом помогает получать информацию. В то же время крайне важно, чтобы в детстве у ребенка были красочные книги со сказками, истории о природе, культуре, науке. И здесь возникает еще один вопрос: как правильно отобрать книги? Ведь далеко не все современные детские книги способствуют развитию литературной речи и художественного вкуса. По нашим наблюдениям, многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством. Все эти проблемы педагогам предстоит решать, реализуя на практике образовательную область «Чтение художественной литературы», которая направлена «на

Содержание образовательной области ФГТ «Чтение художественной литературы»

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг

  • Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений
  • Развитие литературной речи
  • Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Все образовательные области, как указывается в ФГТ, связаны друг с другом: читая, ребенок познает, познавая, черпает информацию из книг, рассказывает о том, что узнал, взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего.

Художественная литература играла большую роль в развитии детей дошкольного возраста. Общеизвестно воздействие литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы родного языка.

ЗАДАЧИ ДЕТСКОГО САДА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Значение детской художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношения к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Детский сад должен знакомить детей с лучшими произведениями и на этой основе решать целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Развитие эстетического восприятия очень заметно в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую черту художественного восприятия ребенка, как активность, яркие сопереживания с героями произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Художественное произведение привлекает детей не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание с героями, умение следить за развитием сюжета, сопоставление с реальными событиями помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста – перевертыши, небылицы. Недостаточное развитие отвлеченного мышления затрудняет восприятие таких жанров, как басня, пословица, загадка. В понимании смысла подобных литературных форм детям нужна помощь взрослого.

Исследователи отмечают, что дошкольники способны увидеть некоторые особенности формы литературного произведения, устойчивые обороты речи в сказке, ритм, рифму и др. Восприятие литературного материала зависит от некоторых индивидуальных особенностей, склонностей детей: они избирательно относятся не только к содержанию (одни любят волшебные сказки, другие — рассказы о военных), но и к форме (одни предпочитают напевные, мелодичные стихи, другие — стихи с резким маршевым ритмом и т. д.). Установлена способность дошкольников к овладению поэтическим слухом, они уже могут понять основные различия между прозой и поэзией.

Читайте также:  Смеситель для кухни lava

Старшие дошкольники под воздействием целенаправленного руководства воспитателей могут увидеть эмоциональное единство произведения и его художественной формы, найти образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами, а потом они и сами будут придумывать их .

Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом этих возрастных особенностей эстетического восприятия.

Воспитатель должны познакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение детьми содержания произведений, правильное их понимание — важная программная задача детского сада. Часть произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные формы), часть — уметь передать близко к тексту (пересказать).

Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая его, ребенок должен не только усвоить содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые передает автор. Важно также учить детей сопоставлять изображенное в книгах с фактами жизни.

В детском саду формируются также некоторые элементарные умения анализа произведений — их содержания и формы. К моменту перехода в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему); определить форму произведения (стихотворение, рассказ, сказка); уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).

Нужно воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Важно выработать правильное отношение к книге и чтению. Необходимо воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом, навыки аккуратного обращения с книгой. Детский сад должен воспитать у детей тягу к книге, любознательность, желание и умение поделиться впечатлениями о прочитанном.

В дошкольной педагогике и детской литературе на основе общих положений эстетики разработаны требования к художественным произведениям для детей (тематика, содержание, язык, объем) и оформлению книг, а также принципы составления репертуара для чтения детям 1 .

Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знакомились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их. В начале года нужно просмотреть программу предыдущей группы и наметить материал для повторения.

Важно воспитателям посещать эпизодические или постоянные выставки книг, встречи детских писателей и иллюстраторов с активом воспитателей, которые устраиваются при библиотеках, центральных методических кабинетах и т. д.

Елена Родина
Приобщение детей к чтению художественной литературы

Сегодня я Вам расскажу о работе, которая проводится в нашей группе по приобщению детей к чтению художественной литературы, к книге. Как мы используем книгу для развития детской речи.

Тема : «Приобщение детей к книжке»

Начну с прекрасных слов известного российского педагога и специалиста по дошкольному воспитанию Е. И. Тихеева «Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и должной выразительностью прочитанное стихотворение, мелодии народной песни, должны царить в детском саду, как и в семье, и готовить душу ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятием

Почему я выбрала именно эту образовательную область и тему?

Во I-ых, образовательная область «Чтение художественной литературы», является одной из основных годовых задач в нашем детском саду.

Во II-ых- теперь «Чтение художественной литературы» выделено в отдельную область. Раньше это было одним из разделов развития речи. Поэтому эта область требует более углубленной разработки.

В III-их- «Художественное слово» имеет особое значение в жизни детей раннего возраста,является общественной и воспитательно-образовательной ролью в их жизни: все режимные процессы сопровождаются «Художественным словом», а знакомятся с ними дети как из уст воспитателей, так и при знакомстве с первыми книгами.

И самое главное — я очень люблю книгу. Люблю читать сама книги, люблю читать их детям. В век технического прогресса, в век компьтеризации очень актуальной становиться проблема по привитию детям любви к книге, формирование культуры чтения. А возможности для этого очень большие.Каких только книг сейчас не продают: и большие и маленькие, из бумаги и ткани, со звуком, обьемные и т. д. Некоторые варианты книг представлены на выставке и о них чуть позже.

Основной общеобразовательной программой нашего детского сада является Н. Е. Веракса «От рождения до школы».В программе определены основные цели:

— Формирование интереса и потребности чтении книг

— Объединение различных видов художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (литературных, сценических, музыкальных, к изобразительной деятельности)

Исходя из этих целей мы поставили перед собой задачи:

— Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений

— Развитие литературной речи; способности к освоению и преобразованию окружающего пространства; детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и театральной деятельности

Читайте также:  Открытка с вкусняшками своими руками

— Воспитание эмоционального и осознанного отношения к словесному искусству, умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях

И, чтобы реализовать задачи мы разработали перспективный план по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»по 3 блокам:

На прогулочном участке:

создание уголка «Сказка», с элементами сказочных героев

— изготовление дидактических игр, пособий для образовательной деятельности

— пополнение уголка «Книги» новыми книгами, иллюстрациями к знакомым сказкам, картотекой речевых упражнений;

— оформление уголков «Творчества», «театрализация», «Музыки» элементами сказочных героев;

— изготовление масок для подвижных и малоподвижных игр, с дальнейшим выносом на улицу

Формы работы с детьми

1.Проведение непосредственно образ-ой деят-ти в виде:

бесед,драматизации отрывков( «Козлятки и волк», «Репка» и т. д.) ,чтения (сказок, предусмотренные программе, рисования( «Рано солнышко встает», «Дождик капает», лепки( «Колобок», «Угощение для гостей» и т. д.)

2.Совместная деятельность в режимных моментах в виде : подвижных игр, малоподвижных игр с использованием масок с героями сказок; показ детям сказок, с использованием настольного театра( «Репка», «Заюшкина избушка», театра на фланелеграфа («Три медведя», «Курочка Ряба», индивидуальных работ, с использованием дидактических игр, иллюстраций; речевых упражнений («Договори слово», «Повтори за мной»)

Формы работа с родителями

1.Анкетирование на тему: «Ребенок и книга»;

2. Оформление информационного уголка «Мамы, папы! Ваши дети сегодня узнали.»

3. Знакомство с печатными консультациями;

4. Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды,в частности: подборке детских книг; изготовлении масок, дидактических игр, пошив одежды для драматизации; книжек-малышек

5. Показ родителями авторских сказок

6. Проведение родительского собрания, тренингов

Данный план реализован в течении года. Более подробный план представлен на выставке.

I блок- Предметно-развивающая среда. Это самое главное для формирования представлений о художественной литературе. У нас эти условия на прогулочном участке и в группе.

Итак начнем с прогулочного участка. Мы создали уголок «Сказки», с элементами сказочных героев.

1 фото. Сказка «Колобок». Здесь с детьми мы закрепляем содержание сказки. Вспоминаем, каким показан заяц, колобок. В каких сказках еще встречается заяц. Так же дети учатся отвечать на вопросы,используя антонимы: слабый-сильный, маленький-большой, трусливый-смелый, пугливый-отважный.

2 фото. Сказка «Гуси-лебеди». Так как эта сказка нам не по возрасту, дети все равно знают ее, так ка мы ее читаем в режимных моментах. Через эту сказку мы знакомимся с домашними животными, какие звуки они издают. Так же учим детей слушаться взрослых, что нельзя уходить далеко от взрослых.

А здесь мы создали сказку по произведению К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Дети очень любят этот уголок, всегда пытаются спасти муху. Мы разговариваем с пауком, просим отпустить ее, говорим ему добрые и хорошие слова.

Так же рядом живут маленькие «мухоморчики» с веселой гусеницой.

Здесь у нас живут веселые животные «Буренка» и «Свинки» из авторских сказок, придуманных родителями и детьми, а так же и нами воспитателями. Подходя каждый раз к нашим героям мы всегда с ними здороваемся, разговариваем с ними, рассказываем что нового у нас произошло. Так же закрепляем домашних животных.

В группе мы пополнили уголок «Книги» новыми, яркими, красочными книгами, в соответствии с возрастом детей. Дети знакомятся с разнообразными жанрами литературных произведений. Детям не только предлагают художественные произведения, относящиеся к различным жанрам, но раскрывают их жанровую принадлежность.

Пополнили и уголок с дидактическими играми. Очень большое разнообразие игр из разных материалов. Дети с удовольствием разглядывают и играют в них, могут по просьбе принести ту или иную игру.

Так же у нас в группе есть уголки «Театрализация», «Творчества», «Музыки».

Уголок «Театрализация» обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, а так же является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. То есть, если ребенок захотел, то он подошел и взял ту или иную игру, или театр (настольный, кукольный, пальчиковый и т. д.)

Уголок «Музыки» позволяет развить познавательный интерес к сказкам, умение работать в коллективе, умение выражать свои эмоции в мимике, развивать память, а так же способностей фантазировать и импровизировать.

— Проводить открытые занятия по образовательной области «Чтение художественной литературе»

— Вдохновлять детей на проведение чтения, расширять их кругозор

— Привлекать родителей к семейному чтению

— Проводить родительские собрания с работниками библиотеки

— Организовать выставку книг, согласно с ФГТ

— Провести тематическую выставку, согласно возрасту детей (потешки, сказки, стихотворения, рассказы и т. д.)

— Использовать произведения устно-народного творчества в режимных процессах,всеми участниками образовательной деятельности: воспитателями, младшим воспитателем и родителями

Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.

Читайте также:  Оранжевый на белом фоне

Заканчивая свою презентацию хочу напомнить, Вам, уважаемые коллеги, что 2 апреля весь мир будет отмечать — Международный день детской книги. Познакомьте родителей с этим прекрасным праздником, и устройте своим деткам праздник или развлечение.

Спасибо, большое за Ваше внимание! Желаем творческих успехов.

«Книга на память» В наше время, насыщенное компьютерами, недостаточно уделяется внимания книге. Компьютерные игры стали более интересным для детей. Они отвлекают.

Студия «КнигоФаны» Чтение имеет особое значение для нашей страны, которая до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире. Сегодня приобщение.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Чтение художественной литера­туры»

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (вос­приятии) книг через решение следующих задач:

> формирование целостной картины мира, в том числе первич­ных ценностных представлений;

> развитие литературной речи;

> приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Связь с другими образовательными областями

Физическая культура Обогащать литературными образами самостоя­тельную и организованную двигательную деятель­ность детей.

Формировать интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений

Здоровье На примере произведений художественной лите­ратуры воспитывать у детей привычку следить за своим вненшим видом, совершенствовать навыки самообслуживания.

Воспитывать у детей умение противостоять стрес­совым ситуациям, желание быть бодрыми, здоро­выми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы.

Формировать осознанное отношение к своему здо­ровью, осознания правил безопасного поведения

Социализация Привлечение детей к участию в совместном с вос­питателем рассказывании знакомых произведе­ний, к их полной или частичной драматизации.

Обогавщть литературными образами игровую, изо­бразительную деятельность детей, конструирование.

Развивать у детей умение сочувствовать, сопере­живать положительным героям художественных произведений.

Подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной ойенке поступ­ков и характера главных героев

Безопасность Учить ребенка умению действовать в новых, необычных для него жизненных обстоятельствах.

Учить детей элементам спортивного ориентиро­вания, обучать правилам безопасного движения по улицам и паркам города.

Учить детей простейшим способам оказания пер­вой помощи сверстникам в экстремальных ситуа­циях (солнечный удар и т.п.).

Труд Формировать у детей представления о взаимо­помощи, дружбе, вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается.

Воспитывать заботливое отношение к животным.

Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту.

Знакомство с трудом взрослых (профессии)

Познание Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе.

Знакомить как с многообразием отдельных про­изведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями.

Систематизировать и углублять знания о литера­турных произведениях.

Формировать представления о характерной струк­туре, типичных персонажах и сюжетно-темати- ческих единицах литературных произведений

Коммуника­ция Формировать эмоционально-образное восприя­тие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художе­ственной речи, словесном творчестве.

Развивать умение естественно, выразительно пере­сказывать художественные произведения.

Формировать образность речи: чуткость к образ­ному строю языка литературного произведения, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

Учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и гово­рить красиво.

Учить отвечать на вопросы по содержанию произ­ведения, участвовать в беседе

Художествен­ное

творчество

Вырабатывать отношение к книге как к произве­дению эстетической культуры — бережное обра­щение, желание повторно прослушивать книгу.

Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности про­изведений поэтического фольклора.

Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения.

Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке.

6.Подведение детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в само­стоятельное словесное творчество, продуктивную деятельность

Музыка Развитие поэтического слуха, способности вос­принимать музыкальность, поэтичность речи.

Развитие образности речи.

В играх-драматизациях формировать умение вно­сить элементы творчества в двигательные и инто­национно-речевые характеристики персонажа.

Развивать интерес к театрально-игровой деятель­ности

Программное обеспечение образовательной области

Перечень пособий и технологий
  1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе: Программа и методические рекоменда­ции: Для занятий с детьми 2-7 лет / В.В. Гербова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — М.:Детство-Пресс, 2007.
  3. Пришли мне чтения доброго…: Методические рекомендации по детской литературе для работающих с детьми 4-6 лет. / Гриценко З. – М., 1997
  4. Гурович Л., Береговая Л., Логинова В. Ребенок и книга. – СПб., 1996.
  1. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литерату­рой: Конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гав- риш. – М.: ТЦ Сфера, 2005
  2. Знакомим дошкольников 3-5 лет с литературой / Ушакова О.С. – М., 2010 год;
  3. Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой / Ушакова О.С. – М., 2010 год.
  1. Книга для чтения в детском саду и дома 3-4 лет, 4-5 лет, 5-7 лет / В.В. Гербова. – М.: ОНИКС, 2008 год.
Контакты

Адрес
111558, г.Москва, Федеративный проспект, дом 56

Телефоны
+7 (495) 301-00-13, +7 (495) 302-25-51

Ссылка на основную публикацию
Цветок клематиса 7 букв
Последняя бука буква "с" Ответ на вопрос "Род деревьев и кустарников семейства лютиковых, лиана (клематис) ", 7 букв: ломонос Альтернативные...
Холодный змеевик в ванной причины
Полотенцесушители относятся к тем приборам, которые, казалось бы, не очень существенны, но и без них в быту не обойтись. Змеевик...
Холодный нос у кота что значит
Довольно часто любимые питомцы заболевают и причин для этого множество: несбалансированное питание, переохлаждение, неправильные условия содержания. Многие задаются вопросом, а...
Цветок космея растет на клумбе
Космея, она же «мексиканская астра», «красотка», «космос». Представляет собой зеленое травянистое растение с ослепительными лепестками. Принадлежит семейству Астровые или Сложноцветные....
Adblock detector