Чем отличается климатическая система от кондиционера

Чем отличается климатическая система от кондиционера

Система поддержания нужной температуры в салоне автомобиля настолько привычна большинству автовладельцев, что мало кто задумывается, с чего всё начиналось. Первой попыткой охладить уставших от жары пассажиров была простейшая вентиляция салона. Помните угловые форточки на старых автомобилях, поворачивающиеся под углом, как воздухозаборники? При отрытых настежь окнах струя воздуха врывалась в салон движущегося автомобиля и дарила прохладу автовладельцу и его компаньонам вместе с пылью, шумом и возможностью простудиться от сквозняка. К тому же такая система не работала тогда, когда в ней больше всего нуждались — на стоянках и в пробках под палящим солнцем.

Поэтому уже в далёких ныне 30-х годах XX в. в Америке — стране победившего комфорта — самые дорогие и «навороченные» авто класса лимузин начинают опционально оснащаться системой охлаждения воздуха в салоне — размером в пол-багажника, без регулировок, и отбирающей до половины мощности двигателя, работающего на малых оборотах. В Европе же до 80-х годов о машинах с кондиционерами даже особо и не задумывались.

Сегодня только бюджетные линейки автомобилей не оснащаются кондиционерами в нулевой комплектации. Для всех остальных случаев система охлаждения воздуха в салоне — норма. Помимо стандартного кондиционера многие автопроизводители оснащают свои детища климат-контролем. Отличия климат-контроля и кондиционера в автомобиле и каковы особенности каждой из систем, должен знать каждый автовладелец, ведь это поможет правильно и долго эксплуатировать данные агрегаты без поломок.

Как работает кондиционер

Со времени своего появления физическая основа работоспособности охлаждающих машин не претерпела существенных изменений. Это основа — способность веществ поглощать, либо отдавать накопленное тепло при переходе из одного агрегатного состояния в другое (то есть при испарении и конденсации). Кондиционер — не единственное устройство в автомобиле, которое работает на этом принципе. Система охлаждения двигателя через радиатор — ещё один пример, где в качестве теплоносителя раньше использовалась обычная вода, сейчас — тосол или антифриз.

В современности кондиционер является обязательной функцией и оснащён даже автомобилях с минимальной комплектацией

В агрегатах кондиционирования теплоноситель носит названия хладагента. В настоящее время это различные марки фреонов — особых углеводородов с нужными точками кипения и конденсации. Помимо хладагента, в контуре охлаждения циркулирует масло особых марок. Оно обеспечивает долговременную и бесперебойную работу трущихся и движущихся механизмов. Расположены эти детали преимущественно в компрессоре. Масло и хладагент находятся в состоянии смеси, поэтому при утечке происходит не только падение давления и коэффициента полезного действия, но и снижается безопасность работы механизмов.

Компрессор

Самая важная деталь, которая обеспечивает работоспособность охлаждающего устройства. Он сочетает в себе две функции. Во-первых, является насосом, который обеспечивает прокачку по всем трубопроводам фреона, находящегося в жидком или газообразном состоянии. Во-вторых, внутри компрессора создаётся давление, которое сгущает пары фреона, поступившие из испарителя. Под влиянием давления газ переходит в жидкость с одновременным изменением температурных характеристик.

Общий вид компрессора кондиционера

Компрессор приводится в движение методом отбора мощности от коленчатого вала через приводной ремень. При работе кондиционера тратится в среднем от 5 до 15 л. с., поэтому если двигателю под нагрузкой не хватает мощности, включение обдува холодным воздухом только усугубит ситуацию. Между шкивом и ротором компрессора дополнительно есть электромагнитная муфта — она разобщает двигатель компрессора, когда его нужно выключить.

Компрессор выполняет важную задачу — он разделяет контуры высокого и низкого давления жидкости и газа. Первый называется нагнетательной системой, второй — всасывающей.

Конденсатор

Вы можете встретить название «конденсёр», но сути дела это не меняет. По виду он напоминает автомобильный радиатор и располагается там же. В радиаторе фреон, сгущённый в компрессоре и ставший благодаря этому горячим, должен охладиться. Поэтому производители стараются вынести конденсатор как можно ближе к переднему краю, за радиаторную решётку. Здесь набегающий поток воздуха при движении помогает охлаждению. Имеется у конденсатора и свой вентилятор, или даже пара вентиляторов — для быстрого достижения эффекта. Правда, здесь есть и обратная сторона медали. Находясь впереди, конденсатор постепенно забивается дорожной пылью и грязью, мусором, насекомыми. Со временем это может ухудшить теплообмен, поэтому автолюбителю нужно периодически проверять его состояние и очищать механическим способом. Это поможет продлить срок службы системы и увеличить упавший КПД.

Конденсатор кондиционера распологается перед радиатором под капотом

Осушающий фильтр

Этот элемент не обеспечивает физику процесса охлаждения, но способствует её качеству и бесперебойности. Дело в том, что фреон накапливает в себе влагу, которая обладает другими параметрами испарения и конденсации, а значит мешает исполнению главной функции кондиционера. Кроме того, влага более агрессивна влияет на металлические части, способствует коррозии. Осушение хладагента приводит его к изначальному состоянию. Ну а фильтрация позволяет удалить из теплоносителя механические включения, попавшие туда в процессе эксплуатации — пыль, грязь, мелкий мусор.

Расширительный клапан

Второе его название — терморегулирующий вентиль. Поступивший из фильтра-осушителя фреон дозированными порциями подаётся из расширительного клапана в испаритель. При прохождении клапана хладагент переходит из жидкого состояния в газообразное, но не до конца. На этом этапе фреон представляет взвесь газа и мелкодисперсной жидкости. Похожее состояние вы можете наблюдать, когда распыляете что-либо из аэрозольного баллончика. Иногда на ТРВ ставят специальный глазок для визуального контроля за количеством теплоносителя в системе.

Основная функция расширительного клапана — снять внутреннее напряжение перед испарителем, что приведёт к его охлаждению

Испаритель

Это тот же радиатор, только работающий наоборот. Если в радиаторе атмосферный воздух охлаждает горячую жидкость внутри, то в испарителе поступающий холодный фреон в состоянии газ-жидкость охлаждает окружающее пространство. Для этого в паре с испарителем работает вентилятор, который прогоняет воздух салона через испаритель и охлаждает его. Вентилятор барабанного типа, как и в стационарных комнатных сплит-системах. Испаритель обычно не очень больших размеров.

Для корректной работы кондиционера рекомендуется проводить чистку испарителя не реже раза в 2-3 года

Система трубопроводов и датчиков

Разводка кондиционера представлена трубками, выполняющимися из меди или медных сплавов. Они образуют маршрут фреона от конденсатора к испарителю через компрессор. От компрессора и конденсатора они тонкие и горячие, а обратный контур от испарителя обратно до компрессора — большего сечения и холодный. Также кондиционер включает систему сбора влаги, которая конденсируется на поверхности испарителя. Сливается собранная вода непосредственно под днище автомобиля. Вот причина появления лужиц под машиной, в которой на стоянке работал кондиционер. Также охлаждающее устройство имеет несколько датчиков, которые соотносят режим работы элементов кондиционера с заданными параметрами температуры.

Последовательность работы

При нажатии кнопки на панели приборов происходит запуск компрессора. Поскольку шкив приводится в действие вращением коленвала, запуск возможен только при работающем двигателе. Электромуфта подключает шкив к механизму компрессора, и он начинает прогонять хладагент по системе, одновременно сжимая его. Горячий фреон поступает в конденсатор, где не только охлаждается, но и полностью переходит в жидкое состояние, конденсируется. Обдув уличным воздухом с помощью вентилятора и силы встречного потока ускоряют этот процесс. Хладагент проходит через фильтр-осушитель, где очищается и избавляется от влаги. При прохождении через расширительный клапан давление в системе резко понижается, жидкость переходит в состояние аэрозоля. Вследствие такого перехода фреон начинает кипеть, то есть переходить в газообразное состояние и становиться холодным. Будучи поданным в испаритель, он понижает его температуру. Воздух, продуваемый через испаритель вентилятором, подаётся в салон через специальные вентиляционные отверстия. Отдавая холод в испарителе, фреон в газообразном состоянии идёт по обратному контуру в компрессор, где цикл замыкается. По достижении нужной температуры в салоне датчик подаёт сигнал на отключение гидромуфты, и кондиционер некоторое время «отдыхает».

Принцип работы автомобильного кондиционера схож с работой домашнего кондиционера или холодильника

Видео: принцип работы кондиционера

Что такое климат-контроль в автомобиле

Климат-контроль — это опция, которой изначально стали оснащаться автомобили представительского и бизнес-класса. Со временем технические возможности позволили значительно удешевить и оптимизировать систему климат-контроля. Сейчас его устанавливают в большинство автомобилей среднего класса и опционально — в недорогие машины малого класса.

Климат-контроль позволяет поддерживать необходимую температуру в салоне на заданном уровне

Климат-контроль — это комплексная система поддержания заданной температуры в салоне автомобиля, которая включает в себя несколько элементов, каждый из которых служит этой цели.

Кондиционер

Охладить воздух в машине в жаркую погоду может только кондиционер. Система с компрессором, испарителем, конденсатором и фреоном в качестве теплоносителя обеспечивает комфортные условия в жару.

Отопитель

Отопитель появился в автомобилях на постоянной основе значительно раньше кондиционера. Это связано с тем, что в любом автомобиле элементы, необходимые для работы печки, изначально присутствуют в конструкции. К ним относится радиатор охлаждения двигателя, ведь двигатель при работе нагревается всегда, независимо от времени года и климата. Достаточно просто отвести теплоноситель из радиатора в отдельный испаритель, поближе к салону, и подключить вентилятор, который будет направлять поток воздуха на горячий испаритель. Нагретый воздух попадает в салон компенсирует низкую забортную температуру. Долгое время отопители направляли воздух из-под приборной панели в нижнюю часть салона. Современные модели подключены к системе воздуховодов.

Читайте также:  Барбекю на даче под навесом

Система воздуховодов

Воздух, подаваемый в салон от испарителей кондиционера и отопителя, будет иметь малую эффективность в случае неграмотного распределения по салону. До появления воздуховодов тёплый воздух принято было направлять единой струёй вниз, в ноги пассажиров. Холодный воздух первых кондиционеров подавался из-под заднего стекла вверх, огибал потолок и опускался на пассажиров. В основе этих процессов лежит физика и физиология. Холодный воздух опускается вниз, тёплый поднимается наверх — так обеспечивается. Когда человек замерзает, согреть в первую очередь хочется ноги, а если ему жарко, то охладить лучше голову и верхнюю часть туловища.

Принцип работы климат-контроля в автомобиле: воздух снаружи нагнетается вентилятором в испаритель, в котором охлаждается, затем подаётся в печку для нагрева и поступает в салон

Воздуховоды решили проблему перераспределения.воздушных масс. Нужную температуру стало поддерживать намного легче, ведь воздух подаётся одновременно в несколько точек в салоне. Более того, водитель и пассажиры могут сами выбрать, куда направить, куда направлять воздушную струю.

Также очень полезной является функция обдува стёкол, прежде всего, ветрового. От влажности оно может запотеть, а в мороз и вообще обледенеть, что затрудняет обзор и может привести в аварийной ситуации. Обдув стекла сохраняет его чистым в мороз, снег и дождь, при условии работы дворников, конечно.

Кроме того, в системе климат-контроля осуществляется не просто перемещение воздушных масс внутри салона, но и приток забортного воздуха, его фильтрация и приведение к нужному температурному состоянию.

Система датчиков

Работоспособность климат-контроля невозможна без специальных датчиков. Регистрировать они могут не только температуру, но и влажность, и даже степень загрязнённости воздуха. Чем совершеннее и дороже система климат-контроля, тем больше датчиков установлено в автомобиле. В разных частях салона температура различна, поэтому если датчик установлен под потолком, он будет давать неполную картину. Хорошей считается система с трёхточечным расположением: вверху в потолке, внизу в ногах и на приборной панели. Иногда к этому прибавляется датчики внешней температуры, уровня солнечной инсоляции и множество других.

Электронное управление

Все составляющие климат-контроля были бы бесполезным грузом, если бы не центр — электронный «мозг», получающий команду на поддержание температуры. Он собирает информацию от датчиков и включает те системы, которые необходимы: в жару — кондиционер, в мороз — отопитель, в дождь — обдув ветрового стекла тёплым воздухом. Помимо температуры и скорости воздушного потока в некоторых машинах есть заслонки с сервоприводом, которые открываются на заданную величину. Введя комфортные параметры, можно забыть о регулировке температуры — компьютер позаботиться об этом.

Электронный блок управления (ЭБУ) учитывает показания датчиков и регулирует температуру в салоне

Виды климат-контроля

В зависимости от «навороченности» климат-контроля, у него есть разные возможности по поддержанию условий в салоне авто. Выделяют следующие виды:

  1. Однозонный. Самый простой вид, температура берётся в среднем по салону, воздух из заслонок поступает везде одинаковый. У такого климат-контроля минимальное количество датчиков.
  2. Двухзонный. Более совершенная система. Позволяет сделать различные условия для водителя и переднего пассажира. Удобно, если у них разные предпочтения по комфорту. Задние пассажиры обдуваются неким усреднённым воздухом, который перемешался.
  3. Многозонный. Дорогой климат-контроль помимо максимального количества датчиков имеет воздуховоды с автозаслонками не только на передней панели и под ней, но и в просвете между передними сидениями, а также в подлокотниках задних сидений или под задним стеклом. Такими системами оснащаются машины бизнес-класса.

Двухзонные системы позволяют регулировать температуры для водителя и пассажира, сидящего на переднем сидении, раздельно

Основные отличия

Основное отличие — в спектре действий, за которые отвечает система Кондиционер — это устройство только для охлаждения воздуха. Отопитель — отдельный агрегат со своими регулировками, и водитель сам решает, когда и в какой степени задействовать то или иное устройство. Климат-контроль — это интегрированная система поддержания комфортной температуры, где отопитель и кондиционер включаются по команде электронного блока управления.

Климат-контроль имеет несколько датчиков, которые будут определять режим его работы. Это не значит, что в кондиционере датчиков нет. Просто их там всегда будет меньше и они будут регулировать режимы включения-выключения компрессора.

Плюсы и минусы разных систем

Климат-контроль значительно удобнее обычного кондиционера тем, что водителю и пассажирам нет необходимости каждый раз подстраивать работу оборудования, как только условия поменяются. Достаточно ввести нужные значения в блок управления и наслаждаться комфортом.

Только климат-контроль может создавать различные условия для водителя и пассажиров. Если комфорт превыше всего, то подход к его организации должен быть индивидуальным. Обычный кондиционер такой возможности не даёт.

Климат-контроль также выигрывает в плане экономии топлива, так как вовремя отключает функции подогрева и охлаждения

Климат-контроль принципиально сложнее, а значит и дороже своего родственника кондиционера. В случае выхода из строя электронного блока ремонт встаёт в солидную сумму. За расширенные функции придётся платить, и немало.

Климат-контроль может не всегда адекватно выдавать желаемую температуру. Кроме того, если датчики расположены не совсем удачно, автоматика по этому значению может перегреть или переохладить автомобиль.

Можно ли поставить климат-контроль вместо кондиционера

Теоретически кондиционер любого автомобиля можно заменить на климат-контроль. Ведь почти все необходимые узлы — блок охлаждения, блок отопления, воздуховоды — уже есть. На практике есть множество нюансов.

Например, климат-контроль требует автоматического управления заслонками, что потребует установления тросиков с двигателями или сервоприводов. Обязательно нужно будет установить несколько дополнительных датчиков. Одной из самых дорогих деталей будет установка «головы» — электронного блока управления.

Для того чтобы переделать кондиционер на климат-контроль на кондиционер необходимо целиком разобрать переднюю панель

Отсюда вывод: переделка системы охлаждения в полноценный климат-контроль сопряжена с большими расходами. Доверить такую операцию можно только проверенному сервису, где есть опыт подобных процедур. Если комфорт для вас превыше всего, тогда технически в этом нет ничего невозможного.

Охладиться в жару и согреться в мороз — важная возможность, которая делает автомобиль не просто средством передвижения, а комфортным экипажем. Когда вы находитесь в дороге, такие системы, как отопитель, кондиционер, климат-контроль превращают поездку в удовольствие. Безусловно, комфорт стоит любых денег, ведь в автомобиле мы проводим часть жизни.

Внешне отличить кондиционер от климат-контроля можно по наличию клавиши «auto» на блоке управления в салоне. Но что дает эта кнопка при эксплуатации машины?

Кондиционер в машине незаменим в знойную погоду. Вот только на его блоке управления приходится постоянно что-то настраивать. Другое дело — климат-контроль: выставил желаемую температуру, нажал кнопочку «auto» и забыл обо всех коррекциях. Это, конечно, в идеале. А на деле некоторые современные автомобили отличаются далеко не самым адекватным алгоритмом работы климат-контроля: то дует не туда, то электроника отказывается поддерживать выставленную температуру. Хотя это уже тема отдельного разговора. Мы же сосредоточимся на технических отличиях кондиционера от климат-контроля.

Кондиционер и климат-контроль различаются примерно так же, как карбюраторный и инжекторный моторы. Чтобы автоматически поддерживать заданные водителем параметры, структурную схему обычного кондиционера снабдили отдельным «мозгом», датчиками и приводами с электронным управлением.

В панель климат-контроля на центральной консоли встроен блок управления. Собирая данные с различных датчиков, с помощью исполнительных устройств он корректирует скорость вентилятора, положение заслонок (отвечают за температуру и направление потоков воздуха) и производительность компрессора кондиционера. В любой момент водитель может отключить автоматический режим работы системы и управлять ею вручную на свое усмотрение. В случае с обычным кондиционером электронной альтернативы нет, и человек должен сам орудовать переключателями на передней панели.

Руководство

В отличие от климат-контроля, на панели управления кондиционером, как правило, красуются механические переключатели. Регуляторы температуры и направления потоков воздуха соединены тросами с соответствующими заслонками в блоке печки/кондиционера. На некоторых бюджетных моделях машин до сих пор встречается подобный привод заслонки режима рециркуляции воздуха. Иногда применяется и вакуумный привод, но он также является «ручным» и не способен функционировать в автоматическом режиме.

Есть у кондиционера и электрические регулировки. Кроме кнопки активации компрессора, это еще и управление скоростью моторчика вентилятора (с помощью резистора), даже если переключатель на панели механический. Но в любом случае производительность системы корректируется только вручную. Также на многих машинах применен электрический привод заслонки рециркуляции (моторчик со скользящим контактом вместо троса). По конструкции он схож со своим собратом в климат-контроле, но лишен автоматического режима работы.

Под контролем

В случае с климат-контролем все заслонки имеют электрические приводы. Ими заведует блок управления. Привод заслонки рециркуляции имеет всего два фиксированных положения (отрыто или закрыто), а у заслонок, отвечающих за температуру и направление потоков воздуха, более продвинутый алгоритм работы (возможен любой угол открытия).

Скоростью моторчика вентилятора управляет уже не обычный резистор, а полупроводниковый транзистор. В ручном режиме управления он имеет несколько фиксированных ступеней. Их число зависит от конструкции поворотной шайбы на панели управления. А при включенном режиме «auto» скорость задает непосредственно блок управления с более широким набором промежуточных значений скорости.

Читайте также:  Краска для защиты бетона

По сравнению с кондиционером в систему климат-контроля включено несколько дополнительных датчиков. Основными являются сенсоры солнечного излучения и температуры воздуха в салоне. Благодаря их показаниям блок управления оперативно перенаправляет потоки воздуха и корректирует его температуру, чтобы поддерживать комфортные условия.

Также «мозги» климат-контроля ориентируются на другие показатели, например, температуру охлаждающей жидкости двигателя. Для этого иногда используется отдельный датчик в блоке печки, но чаще данные берутся с моторного сенсора. Эта информация помогает блоку управления правильно оценить тепловые ресурсы и грамотнее распорядиться ими.

Блок управления климат-контролем действительно можно сравнить с «мозгами» инжекторного мотора, учитывая количество всевозможных режимов коррекций, начиная от гибкого управления производительностью компрессора кондиционера, которая недоступна в ручном режиме, и заканчивая замысловатым алгоритмом работы заслонок и моторчика вентилятора. А все ради того, чтобы оперативно подстраиваться под текущие условия и не отвлекать водителя от управления автомобилем. Во время прогрева электроника климат-контроля сама прикроет заслонку рециркуляции, чтобы зимой ограничить поток холодного воздуха извне в салон, сразу после пуска мотора, а летом — горячего.

Автомобилестроение развивается бурными темпами – создаются новые предприятия, компании переоборудуют старые заводы, появляются новые концепты. Причин такому «поведению» индустрии несколько, но особую роль играет прогресс и технологии, внедряемые в современные машины.

Далее об отличиях систем климат контроля и кондиционера.

Основополагающие понятия

Для начала разберем устройства чуть подробнее, дабы иметь представление об изучаемых предметах.

Кондиционер – устройство, охлаждающее воздух в салоне автомобиля. Ременная передача коленвала используется в качестве источника питания. Отсюда тривиальный вывод – потеря мощности двигателя влияет на работоспособность системы, увеличивается уровень потребления топлива (в дальнейшем разберем, почему так происходит).

Панель управления кондиционером

Но недостатки компенсируются приемлемым температурным балансом.

Климат контроль – закрытая система, объединяющая отопительные компоненты, кондиционер, измерительные приборы, сенсоры и отдельный ЭБУ (электронный блок управления). Автоматически (после нажатия кнопки «Auto») принимаются данные от датчиков, расположенных в салоне и за его пределами, а мини-компьютер обрабатывает поступающие сигналы.

Далее проводятся сложные вычисления, сравниваются заданные водителем параметры с имеющимися (определяется их разница), строится дальнейшее модель поведения системы, ее отдельных узлов.

Более продвинутые образцы также анализируют степень освещенности внутреннего пространства и даже влажность воздуха!

Крайслер Империал стал первым автомобилем, который обзавелся кондиционированием воздуха. Эпохальное событие произошло в 1953 году.

Принцип работы кондиционера

Изменение температуры в машине возможно благодаря холодильной жидкости – фреону. Со временем его количество уменьшается, что заставляет водителя обратиться в профильное СТО.

Рассмотрим функционирование замкнутой системы в пошаговом виде:

  1. Нажатие кнопки активирует (стыкует) устройство со шкифом, который движется при помощи ременной передача коленвала.
  2. В компрессоре фреон становится газообразным, его сжимают, что повышает температуру «холодилки».
  3. Путь лежит через радиатор, где отдельный вентилятор (используется первая передача) охлаждает теплую газо-воздушную смесь.
  4. Агрегатное состояние меняется на жидкое в конденсоре, затем ресивер-осушитель фильтрует состав.
  5. Фреон поступает в испаритель, где выделяет пар из-за разности температурных показателей, встроенный вентилятор направляет воздушные потоки в салон.
  6. Холодильная жидкость используется циклически.

Схема работы кондиционера

Эффективность кондиционера напрямую зависит от движения авто, в пробке автоматически включается вторая передача у встроенных вентиляторов. Это способствует большему расходу бензина или дизеля.

Принцип работы климат контроля

Электронный блок управления работает с печкой и кондиционером, регулирует скорость вентилятора, направление воздушных потоков.

Точность и универсальность «коробочка» достигается за счет n-го количества измерительных приборов и сенсоров. Они располагаются по периметру машины, внутри салона. Для чего такие новшества?

Система анализирует температуру внутри машины и за ее пределами. Электронные устройства отправляют информацию в «командный центр», где обрабатываются полученные данные.

Встроенные алгоритмы сравнивают заданные параметры с имеющимися, ЭБУ отдает команды разным устройствам.

Климат контроль уменьшает потребление топлива, так как работа комплектующих оптимизирована под минимально допустимые значения.

Преимущества и недостатки кондиционера

Для удобства восприятия разобьем сильные и слабые стороны комплектующей на несколько списков.

  • возможность охладить воздух при высокой температуре за лобовым стеклом;
  • повышение уровня внимательности и реакции за счет комфортных условий в салоне;
  • борьба автокондиционера с неприятным запахом (табак, спиртное);
  • осушивание воздуха при неблагоприятных погодных условиях (препятствует запотеванию окон).
  • снижение мощности движущего агрегата;
  • повышенная температура под капотом (свободного места становится меньше);
  • частые ТО составных частей устройства, их стремительный износ;
  • повышенный расход топлива.

Недостатки компенсируются очевидной дешевизной установки аналога системы охлаждения.

Преимущества и недостатки климат контроля

Электронное оборудование и технические новшества не лишены сильных и слабых сторон.

  • комфортным условиям вождения «железных коней»;
  • точному определению температуры снаружи;
  • автоматической работы системы, которая не отвлекает от анализа дорожного полотна;
  • невозможности простудиться из-за некорректного температурного режима.
  • к высокой стоимости составных частей и системы в целом;
  • к дорогостоящему ремонту, недееспособности системы из-за поломки одного устройства.

Начальный этап ремонтных работ

На рынке представлены более продвинутые системы, позволяющие настроить микроклимат для связки водитель-передний пассажир (двухзонный) и задних мест (трех- или четырехзонный).

Отличия климат контроля от кондиционера

Рассмотрим основные отличия двух систем:

  • Управление. Автоматизированная система противопоставляется ручной настройке режима работы. Водитель отвлекается от изучения дороги, что чревато появлением ЧС.

Панель управления климат контроля

  • Уровень комфорта. Задача ЭБУ – регулировка зональности охлаждения воздуха, учет оправданности использования воздуховодов. В техническом плане оппонент явно проигрывает.
  • Сложность системы. Многоуровневая система лишена недостатков, присущих отдельным комплектующим. Климат контроль объединяет компоненты в единый организм, увеличение их количества повышает качество работы ЭБУ.
  • Ценовая политика. Автоматизированная система стоит недешево, но сторицей окупается уровнем комфорта, экономией топлива. Водители, делающие выбор, исходя из цены, отдадут предпочтение более дешевой комплектующей.

Приобретать б/у автомобиль лучше с кондиционером – экономия средств налицо. В случае продажи ситуация противоположна.

Климат контроль характеризуется повышенным уровнем комфорту в угоду дешевизне и доступности. Кондиционер более привлекателен для потребителей средней категории достатка.

Кондиционер и климат-контроль представляют собой две системы для охлаждения воздушного потока в салоне автомобиля, имеющие свои отличия. Многие автомобилисты сегодня не понимают, в чем заключается разница между этими двумя устройствами. Данный материал позволит вам разобраться в этом вопросе.

Кондиционер: польза или вред?

Регулятор управления работы автомобильного кондиционера

В чем заключается различие между кондиционером и климат-контролем? В первую очередь, давайте разберемся в достоинствах первого. Кондиционер автомобиля представляет собой одну из нескольких разновидностей систем для охлаждения воздушного потока салона машины. Если домашний кондер питается от сети, то в случае с автомобилем питание устройства осуществляется от коленвала мотора. А это значит, что система кондиционирования хорошо охлаждает воздух именно благодаря силовому агрегату. То есть кондер, по сути, использует часть мощности именно от ДВС.

Соответственно, в любом современном автомобиле при активации кондера можно заметить, как падает мощность двигателя во время езды. Соответственно, силовому агрегату приходится применять больше сил для нормальной работы, в результате чего увеличивается и потребление топлива. Но следует отметить, что у данного метода вентилирования воздушного потока есть и неоспоримые достоинства, в частности, это комфортная езда на машине в летнюю жару.

Как работает кондиционер?

Принцип работы системы кондиционирования в чем-то схож с работой морозилки в любом холодильнике. Разумеется, есть большая разница в плане внутренней конструкции и устройства, но в целом эти агрегаты похожи. Тем более, в разных транспортных средства применяются разные системы охлаждения, но это, как показывает практика, не влияет на принцип функционирования. Основную роль в работе кондера играет зацикленная система, по которой проходит расходный материал — антифриз, фреон — и которая является герметично запакованной.

Время от времени расходное вещество необходимо менять, специалисты рекомендуют проводить эту процедуру с использованием специального оборудования. Но в принципе, выполнить эту задачу своими силами вполне реально — мы об этом уже писали, подробную инструкцию вы сможете найти по этой ссылке.

Как же работают кондиционеры? После того, как в салоне авто была нажата кнопка включения устройства, запускается очень сложный процесс. В первую очередь, в работу вступает электромагнитная муфта. На первом этапе прижимной вал приводного механизма состыковывается со шкивом системы.

Необходимо учитывать, что вал всегда функционирует и он крутится от коленчатого вала благодаря использованию ременной передачи. Затем в работу вступает компрессор, предназначенный для сжатия расходного материала. Сжатый антифриз раскаляется и попадает в конденсатор, где он начинает охлаждаться благодаря функционирующему электрическому вентилятору.

Сам вентилятор всегда функционирует на пониженной мощности, но если машина стоит в пробке или она припаркована на стоянке, вентилятор может самостоятельно переключиться на более высокую мощность. Это делается для охлаждения агрегата, но сам процесс на этом этапе не оканчивается. Когда расходный материал остывает в конденсоре, он начинает изменять свою агрегатную форму и превращается из газообразного состояния в жидкое. Затем полученная жидкость начинает попадать в устройство осушителя, где осуществляется ее фильтрация от пыли и прочего мусора (автор видео — CrazyRussianShow).

Далее, очищенный расходный материал через специальный вентиль, который осуществляет регулировку температуры, попадает в испаритель. Здесь фреон закипает и, соответственно, испаряется, а полученные испарения охлаждаются, после чего поступают прямо в салон транспортного средства. Что касается фреона, то он поступает в начало цикла, в результате чего процесс повторяется заново.

Читайте также:  Почему котенок ничего не ест

Климат-контроль: что за устройство?

Чтобы понять, как могут отличаться кондиционер от климатической системы, разберем устройство последней. В климат-контроле есть одно важное преимущество — эта система позволяет не только охлаждать воздушный поток, но и нагревать его. Кроме того, такое устройство отличается от кондера тем, что оно оборудуется «мозгами», то есть блоком управления. Блок управления анализирует данные, которые поступают от различных контроллеров и регуляторов, находящихся в салоне авто. По сути автолюбитель может самостоятельно выбрать необходимый температурный режим, который будет поддерживаться внутри авто, а блок будет регулировать температуру в соответствии с заданными параметрами.

В чем же разница между кондиционером и климат-контролем? Система климатического контроля в автомобиле позволяет автоматически подстроить температурный режим для того, чтобы обеспечить комфорт автолюбителю. Одним из важных достоинств такого устройства является именно регулировка — система сможет самостоятельно обирать нужный режим в соответствии с временем года. Ведь климат-контроль анализирует температуру не только внутри авто, но и на улице.

Схема работы климатической системы контроля воздуха

В результате исходя из полученной информации, она автоматически регулирует положение воздушных заслонок. Изначально в мороз регулятор системы передает воздушный поток на стекла транспортного средства для того, чтобы на них растаял лед. Далее, осуществляется обогрев сидений и ног водителя и пассажиров, после чего воздушный поток направляется в лицо автомобилисту. Но необходимо отметить, что подобной «умной» системой оборудуются далеко не все транспортные средства, хотя многие автопроизводители сегодня предлагают автолюбителям самостоятельно регулировать обогрев. То есть здесь все заключается в финансовых возможностях покупателя автомобиля.

Управление климат-контролем

Чтобы понять, что лучше — климат-контроль или кондиционер — разберемся в вопросе управления этими системами, начнем с кондера. Управлять таким устройством не так сложно, справиться с такой задачей сможет практически любой автолюбитель, поскольку все настройки задаются вручную. Сама панель управления достаточно простая — на ней располагается клавиша регулировки компрессорного устройства, регулятор температурного режима с заслонками. Также на панели располагается переключатель оборотов вентилятора вместе с регулятором распределения воздушного потока в салоне (автор видео — L0RlC).

Недостатком такого устройства является необходимость мониторинга панели приборов и регулировка параметров, что бывает проблематично сделать во время движения. Самих типов кондеров бывает несколько, в этом случае они делятся между собой по типу управления. Оно может осуществляться как с помощью кнопок и рычагов, так на жидкокристаллическом дисплее.

Что касается управления климат-контролем, то для выставления необходимой температур водителю нужно только выбрать соответствующий параметр на дисплее. Остальные действия блок управления выполнит за водителя. Лучший эффект от охлаждения или обогрева будет достигнут в результате настройки системы на работу в режиме рециркуляции. Более подробно о принципе работы и управлении системой читайте тут .

Что выбрать: климат-контроль или кондиционер?

В чем заключаются существенные отличия этих двух систем? Разумеется, единственное, но принципиальное отличие — это наличие блока управления в случае с климатической установкой. Как сказано ранее, блок управления сделает все за водителя сам. То есть благодаря его использованию водитель не будет отвлекаться от дороги и выставлять необходимые параметры. Конечно же, автомобили, оборудованные системой климат-контроля всегда стоят на порядок выше, в отличие от авто с кондерами.

Тем более, что последние могут быть и 90-х годов выпуска, в то время как машины с климат-контролем стали появляться в продаже значительно позже. Что касается переделки одного устройства в другое, то замена кондиционера на климат-контроль сегодня — достаточно распространенная практика среди наших автомобилистов. Переделывать кондер в климат-контроль — не так легко, но в конечном счете водитель получает более комфортную для эксплуатации установку.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Как вместо кондера установить климат-контроль?»

Как своими руками осуществляется замена автомобильного кондиционера на систему климат-контроля — смотрите на видео ниже (автор ролика — Максим Коваленко).

Автомобилестроение развивается бурными темпами – создаются новые предприятия, компании переоборудуют старые заводы, появляются новые концепты. Причин такому «поведению» индустрии несколько, но особую роль играет прогресс и технологии, внедряемые в современные машины.

Далее об отличиях систем климат контроля и кондиционера.

Основополагающие понятия

Для начала разберем устройства чуть подробнее, дабы иметь представление об изучаемых предметах.

Кондиционер – устройство, охлаждающее воздух в салоне автомобиля. Ременная передача коленвала используется в качестве источника питания. Отсюда тривиальный вывод – потеря мощности двигателя влияет на работоспособность системы, увеличивается уровень потребления топлива (в дальнейшем разберем, почему так происходит).

Панель управления кондиционером

Но недостатки компенсируются приемлемым температурным балансом.

Климат контроль – закрытая система, объединяющая отопительные компоненты, кондиционер, измерительные приборы, сенсоры и отдельный ЭБУ (электронный блок управления). Автоматически (после нажатия кнопки «Auto») принимаются данные от датчиков, расположенных в салоне и за его пределами, а мини-компьютер обрабатывает поступающие сигналы.

Далее проводятся сложные вычисления, сравниваются заданные водителем параметры с имеющимися (определяется их разница), строится дальнейшее модель поведения системы, ее отдельных узлов.

Более продвинутые образцы также анализируют степень освещенности внутреннего пространства и даже влажность воздуха!

Крайслер Империал стал первым автомобилем, который обзавелся кондиционированием воздуха. Эпохальное событие произошло в 1953 году.

Принцип работы кондиционера

Изменение температуры в машине возможно благодаря холодильной жидкости – фреону. Со временем его количество уменьшается, что заставляет водителя обратиться в профильное СТО.

Рассмотрим функционирование замкнутой системы в пошаговом виде:

  1. Нажатие кнопки активирует (стыкует) устройство со шкифом, который движется при помощи ременной передача коленвала.
  2. В компрессоре фреон становится газообразным, его сжимают, что повышает температуру «холодилки».
  3. Путь лежит через радиатор, где отдельный вентилятор (используется первая передача) охлаждает теплую газо-воздушную смесь.
  4. Агрегатное состояние меняется на жидкое в конденсоре, затем ресивер-осушитель фильтрует состав.
  5. Фреон поступает в испаритель, где выделяет пар из-за разности температурных показателей, встроенный вентилятор направляет воздушные потоки в салон.
  6. Холодильная жидкость используется циклически.

Схема работы кондиционера

Эффективность кондиционера напрямую зависит от движения авто, в пробке автоматически включается вторая передача у встроенных вентиляторов. Это способствует большему расходу бензина или дизеля.

Принцип работы климат контроля

Электронный блок управления работает с печкой и кондиционером, регулирует скорость вентилятора, направление воздушных потоков.

Точность и универсальность «коробочка» достигается за счет n-го количества измерительных приборов и сенсоров. Они располагаются по периметру машины, внутри салона. Для чего такие новшества?

Система анализирует температуру внутри машины и за ее пределами. Электронные устройства отправляют информацию в «командный центр», где обрабатываются полученные данные.

Встроенные алгоритмы сравнивают заданные параметры с имеющимися, ЭБУ отдает команды разным устройствам.

Климат контроль уменьшает потребление топлива, так как работа комплектующих оптимизирована под минимально допустимые значения.

Преимущества и недостатки кондиционера

Для удобства восприятия разобьем сильные и слабые стороны комплектующей на несколько списков.

  • возможность охладить воздух при высокой температуре за лобовым стеклом;
  • повышение уровня внимательности и реакции за счет комфортных условий в салоне;
  • борьба автокондиционера с неприятным запахом (табак, спиртное);
  • осушивание воздуха при неблагоприятных погодных условиях (препятствует запотеванию окон).
  • снижение мощности движущего агрегата;
  • повышенная температура под капотом (свободного места становится меньше);
  • частые ТО составных частей устройства, их стремительный износ;
  • повышенный расход топлива.

Недостатки компенсируются очевидной дешевизной установки аналога системы охлаждения.

Преимущества и недостатки климат контроля

Электронное оборудование и технические новшества не лишены сильных и слабых сторон.

  • комфортным условиям вождения «железных коней»;
  • точному определению температуры снаружи;
  • автоматической работы системы, которая не отвлекает от анализа дорожного полотна;
  • невозможности простудиться из-за некорректного температурного режима.
  • к высокой стоимости составных частей и системы в целом;
  • к дорогостоящему ремонту, недееспособности системы из-за поломки одного устройства.

Начальный этап ремонтных работ

На рынке представлены более продвинутые системы, позволяющие настроить микроклимат для связки водитель-передний пассажир (двухзонный) и задних мест (трех- или четырехзонный).

Отличия климат контроля от кондиционера

Рассмотрим основные отличия двух систем:

  • Управление. Автоматизированная система противопоставляется ручной настройке режима работы. Водитель отвлекается от изучения дороги, что чревато появлением ЧС.

Панель управления климат контроля

  • Уровень комфорта. Задача ЭБУ – регулировка зональности охлаждения воздуха, учет оправданности использования воздуховодов. В техническом плане оппонент явно проигрывает.
  • Сложность системы. Многоуровневая система лишена недостатков, присущих отдельным комплектующим. Климат контроль объединяет компоненты в единый организм, увеличение их количества повышает качество работы ЭБУ.
  • Ценовая политика. Автоматизированная система стоит недешево, но сторицей окупается уровнем комфорта, экономией топлива. Водители, делающие выбор, исходя из цены, отдадут предпочтение более дешевой комплектующей.

Приобретать б/у автомобиль лучше с кондиционером – экономия средств налицо. В случае продажи ситуация противоположна.

Климат контроль характеризуется повышенным уровнем комфорту в угоду дешевизне и доступности. Кондиционер более привлекателен для потребителей средней категории достатка.

Ссылка на основную публикацию
Чем можно заменить телевизор
НЕЛЬЗЯ ЖИЗНЬ НАЧАТЬ СНАЧАЛА, НО МОЖНО ПРОДОЛЖИТЬ ЕЁ ПО ДРУГОМУ. Дорогие друзья, многие уже слышали о вреде телевизора, но том,...
Чем заменить плафоны на люстре
Если вам захотелось привнести в интерьер что-то новое, например, обновить осветительные приборы, а бюджет не позволяет совершать незапланированные покупки, можно...
Чем заменить проплан для кошек
Автор: Kotizm · августа 19, 2016 Лечебные корма – это отдельное направление в линейке кормов для кошек Проплан. Эта ветеринарная...
Чем можно заменить турку для кофе
Содержание статьи Как варить кофе без турки Как варить кофе по-турецки Как заваривать натуральный кофе В идеале для варки кофе...
Adblock detector