Твореное золото как работать

Твореное золото как работать

Твореное золото можно приготовить из отходов, собираемых при золочении сусальным золотом.

Для очистки от посторонних примесей золотые “ошметки” помещаются в емкость с водой. При помешивании всплывают волоски ваты и всякие легкие чужеродные включения, которые впоследствии собираются с поверхности воды.

Кусочки золота оседают и вода сливается. Полученная рыхлая мокрая золотая масса просушивается в теплом месте.

После просушки содержимое емкости пересыпается в в фарфоровую аптекарскую ступку. Добавив мед смесь тщательно перетирается пестиком.

Из полученной смеси мед вымывается водой (4-5 раз). Полученный золотой порошок промывается спиртом, удаляя остатки влаги.

В результате получается золотая пыль 96 пробы.

Для получения твореного золота в качестве связующего используются различные лаки.

Используя твореное золото на основе гуммиарабика можно подполировывать зубками подкрашенные места, при золочении на полимент.

Особо следует отметить применение в русской иконописи золота. На Руси оно стало использоваться во второй половине XVI века, вначале как краска для выполнения пробелов, а впоследствии и при золочении фонов и отдельных элементов композиций, например, нимбов.

Чтобы выполнить пробела на одеждах золотом, его необходимо предварительно «встворить». Творение золота весьма сложная процедура, которую подробно описать в небольшой статье не представляется возможным, поэтому ограничимся весьма коротким описанием, дающим читателю общие понятия об этом процессе.

Твореное золото получают из 10 листков сусального золота размером 70 х 120 мм. Для этого в чистое блюдце насыпают 2 г порошка гуммиарабика (смола одного из пород южного дерева), вливают несколько капель воды и указательным пальцем правой руки размешивают до состояния клейкой массы. Затем этим же пальцем переносят на блюдце лист золота и движением сверху вниз разбивают его. После разбития первого листка на блюдце таким же образом переносят и второй листок. Так разбивают все десять листков. Теперь наступает вторая стадия – растирание. Это делают указательным пальцем правой руки. Круговыми движениями то в правую, то в левую сторону. Растирание проводят с большим нажимом в течение полутора часов. При подсыхании массы в нее добавляют несколько капель воды. Когда невооруженным глазом становится видно, что золото растерто очень мелко, в полученную массу насыпают еще 2 г гуммиарабика и хорошо перемешивают его со всей массой. Затем в блюдце вливают треть чайного стакана воды и также всю массу размешивают. Блюдце ставят на отстой на 20 минут. После чего воду сливают, а золото подсушивают над стеклом керосиновой лампы. Это позволяет быстро, пока не наберется пыль, удалить воду и высушить золото. Таким образом золото становится пригодным к дальнейшей работе.

В окончательном виде золото представляет собой матовый серовато-желтоватого оттенка порошок, сцементированный в единое целое. Чтобы твореное золото после росписи блестело, его полируют волчьим или коровьим зубом. Для этого же применяют агатовый камень, который также называют зубом.

В XVII веке роспись одежд твореным золотом почти полностью заменила высветления краской. Одежда теплых тонов стала расписываться желтым оттенком золота, а одежды холодных тонов – зеленым.

Для росписи золотом бралась самая тонкая, как правило, колонковая кисть.

Писали твореным золотом, размывая его кистью, предварительно окунув в чистую воду. После работы с золотом кисть мыть не рекомендуется, а хранить ее надо в висячем положении. При вторичном использовании осторожно, чтобы не сломать кончик, ее размачивают водой. Золото на краску не ложится, поэтому красочный слой предварительно изолировали, покрывая его копаловым лаком. (В настоящее время для этих целей применяют масляный лак ПФ 283.) Копаловым лаком икона покрывалась дважды. После каждого покрытия она тщательно просушивалась. Перед нанесением золота отлакированная, глянцевая поверхность иконы матировалась с помощью порошка пемзы. Излишки пемзы смахивали гусиным пером.

Существовали три вида пробелов золотом: «в щетинку», «в перо» и «инокопыо» (рис. 20 – 22).

При выполнении пробелов в щетинку сначала наносились так называемые «силки», то есть расширенная часть пробелов, которые как бы показывают самые выпуклые места фигуры. Затем от силок приводились штрихи, внешне сходные со щетиной. Они плавно переходили в изогнутые линии, тем самым подчеркивая объем тела. Интересным являлся прием нанесения пробелов инокопью. Он выполнялся следующим образом. После красочного слоя и пропитки олифой икону оставляли на две-три недели для просушки и затем приступали к нанесению «асиста», то есть клеящего вещества. На жаргонном языке современных иконописцев, да и в специальной литературе асистом часто называют прием декорирования, хотя асист, как мы видим, всего лишь связующее вещество. Места, где должен быть нанесен асист, запудривали тонко измельченным мелом (зубным порошком). Затем с кальки очень легко и тонко переводили рисунок пробелов. На меловой поверхности рисунок отпечатывался очень четко. Затем сохраняемые в баночке сусло или чесночный сок растворяли пальцем или кистью. Раствор в небольшом количестве переносили на блюдце. Тонкой кистью, смоченной водой, бралось небольшое количество вещества, разведенного до нужной консистенции, и этим составом наносились линии складок, лучи пробелов. Затем, после высыхания асиста, начинался процесс нанесения золота.

Мякишем хлеба брали золотой листочек, асист размягчали дыханием и, пока он сохранял отлипь, к нему прикладывали это золото. Оно оставалось на иконе лишь там, где был нанесен асистный след. Излишки золота оставались на хлебе. Для закрепления золото покрывалось тонким слоем спиртового шеллачного лака или политуры. (Без покрытия лаком при нанесении олифы золото непременно сойдет.)

Читайте также:  Печь птоу 2500 порядовка

Инокопью расписывали одежду Христа, когда он изображался во славе. Например, при изображении Воскресения, Вознесения, Преображения, на иконах Успения Пресвятой Богородицы, где он изображался во славе. Инокопью расписывались одежды младенца Христа, что указывало на его божественное происхождение. Ею украшались крылья ангелов, престолы, седалища, царские одежды.

Третьим видом пробелов являются так называемые пробела «в перо».

Этот прием пришел в иконопись в конце XVII и начале XVIII веков. Но наиболее полное развитие он получил в конце XIX века. Церковный интерьер стал к этому времени украшаться барочными иконостасами с большим количеством золота. Естественно, чтобы иконы удерживались в таком богатом интерьере, необходимо было обильно насытить их золотом.

Пробела в перо выполнялись следующим образом. В начале мастер на самых выпуклых местах густым твореным золотом наносил основные удары – «силки». Затем тонкой кистью мелкими штрихами он стушевывал переход от силков к фону, потом уже жидким золотом, тонкими линиями сводил пробел на нет. При этом очень тщательно следил за сохранением расстояний между штрихами и между отдельными «перьями» пробелов. Мастера также внимательно следили за интенсивностью окраски отдельных частей пробелов, за местами пересечений и за тем, как они входят друг в друга, создавая тем самым условный объем формы тела и складок.

Золочение фонов и выполнение нимбов на левкасно-меловом грунте производили на полимент. Полимент – это краска, которая составлялась из сиены жженой, охры и мумии. Краски разводились водой, перетирались на каменной плите курантом, а затем высушивались. Вот эта засушенная смесь и называлась полиментом.

Перед употреблением он разводился на томленом яичном белке, который готовился следующим образом. Вначале белок отделялся от желтка и выливался в бутылочку. Ее ставили в теплое темное место. Томление производили до тех пор, пока белок не становился очень жидким. При этом прекращалась его тягучесть, а клейкость сохранялась.

Золото, нанесенное на левкасно-меловой грунт с помощью полимента, хорошо закреплялось и поддавалось полированию.

Старые мастера-позолотчики имели для этих целей специальную шкатулку, в которой хранили золото. На верхней крышке набивалась из замши небольшая подушечка. Именно на эту подушечку выкладывалось золото перед его перенесением на полимент.

Для золочения больших площадей, например фонов, использовались целые листы. Мели же требовалось вызолотить небольшой участок композиции, то от золотого листочка отрезали требуемый размер специальным ножом. Для удобства работы лезвие ножа на конце имело закругление, заточенное с двух сторон. Кроме разрезания, нож предназначался для перекладывания золота.

С подушечки золото на поверхность иконы переносилось с помощью так называемого «лампемзеля» или «лапки», которая изготовлялась из кончика хвоста белки. При изготовлении лапки волосы раздвигались веерообразно и вклеивались между двумя небольшими картонками. В результате получался небольшой веерочек с картонной державкой. Иногда для удобства при работе лампемзель одевался на черенок. В этом случае старые мастера на другой конец черенка одевали кисточку, которой смачивали полимент водкой перед перенесением на него золота (рис. 23).

Мастера имели среди всевозможных приспособлений и так называемую «масленку», то есть кожаную пластинку размером 20 х 12 см, пропитанную коровьим маслом. Перед тем как взять золото на лапку ею несколько раз проводили по поверхности масленки. При этом на кончиках волосков появлялся небольшой жирный налет, который способствовал прилипанию золота.

Пересененное на загрунтованную поверхность иконы золото хорошо приставало к поверхности полимента, смоченного водкой.

Далее следовала просушка золотого покрытия и его полировка агатовым камнем (зубом).

Второй способ золочения производился на «гульфабру», которая составлялась из лака мордана с примесью небольшого количества оранжевого крона, растертого на льняном масле.

В более поздние времена листовое золото стали употреблять в качестве украшения так называемой «цирыо» или «цировкой» (от немецкого слова zieren – украшать).

В этом случае перед нанесением красочного слоя или вся доска, или те элементы композиции, на которых должен быть выполнен золотой узор, покрывались листками золота. После просушки золото покрывалось слоем лака. В свою очередь, для того, чтобы краска не «побегала», глянцевая поверхность лака протиралась срезанной долькой чеснока или лука. На подготовленную таким образом золотую поверхность плавью наносился тонкий слой красок, и в местах, где должен быть изображен узор, краска процарапывалась до золота проскребкой (палочка из твердой породы дерева, остро заточенной с одной стороны). Старые иконописцы называли этот прием «письмо в проскребку».

Иногда при выполнении высокохудожественной позолоты (стильная мебель, рамы) приходилось производить покрытие не листовым, а твореным золотом. Твореное золото приготовляется следующим способом.

Листы золота с чистым медом мелко растираются курантом на мраморной плите.
Хорошо растертую смесь роговым шпахтелем собирают с плиты в чистую стеклянную посуду, наполненную чистой холодной водой. Мед в воде растворяется, а золото садится на дне посуды. Золото необходимо хорошо промыть. Для этого воду меняют до четырех раз.
Промытое золото (без воды) закрывают от пыли стеклом и ставят в теплое место для просушки.

Просохшее золото имеет вид мельчайшего порошка, который по мере надобности берут на чистую стеклянную пластинку и разводят до требуемой густоты клеем гуммиарабиком. Если требуется больше глянца (блеска), вызолоченную поверхность полируют зубком из агата или сердолика.
Не помню, в каком году, в мастерскую, где я работал, поступил заказ: несколько кресел и кровать позолотить твореным жидким золотом. И кресла, и кровать были сделаны руками искусных мастеров. Сложный орнаментальный резной рисунок в некоторой степени усложнял золочение.
За дело принялся с интересом. Хотелось «набить руку» на разнообразных видах позолоты .

Читайте также:  Строительный картон что это такое

Золочение твореным золотом производилось на полименте. Все черновые и подготовительные операции ничем не отличались от полиментного листового золочения. Сам же процесс золочения проходил по-иному. В чем он заключался?

Перед полиментовкой я приготовил раствор, но уже не на яичном белке, а на желатинном клее (так же, как и под бронзу). Покрытую полиментом и высохшую поверхность выкрасил мелкой французской тертой бронзовой пудрой под цвет золота и дал просохнуть в течение 1—2 часов.
Затем разводил на гуммиарабике (можно и на желатинном клею) золотую пудру и покрыл жидким раствором поверхность щетинной (можно и беличьей) кистью. При выполнении этой операции движения должны быть ровными, плавными. На те места, которые необходимо было полировать, наводил полер.
Обработанные таким способом кресла и кровать приобрели красивую, мягкую и нежную поверхность, отсвечивающую золотом.

Вышпаровка или окраска

В практике позолотных работ мне иногда приходилось наряду с золочением предмета окрашивать отдельные места различными колерами или вышпаровать (табл. 4). Каждый позолотчик в той или иной мере должен быть знаком с малярными и альфрейными работами. Что представляет собой процесс вышпаровки?

Однажды я участвовал в золочении одного из залов Мариинского дворца (ныне здание Ленинградского Горисполкома).
Ротонда представляет собой круглое помещение, перекрытое стеклянным куполом со сложным резным орнаментальным рисунком, выполненным из папье-маше. Фон надо было вызолотить на мордане, а украшения вышпаровать молочной краской.

Прежде всего я начал подготавливать те места, которые надо было вызолотить. Вся черновая подготовительная работа до покрытия этих мест лаками, а затем морданом аналогична любой .позолотной работе на мордане или полименте (см. табл. 1).

Перед покрытием лаком мордан поверхность, предназначенная под позолоту, грунтовалась под цвет колера. Следует иметь в виду, что краска должна быть чисто растертая, не густая. Грунтовка зависит от колера: при клеевом применяется купоросная грунтовка, а масляном — масляная.
Затем места, предназначенные для золочения, вначале покрыл морданным лаком (можно применить и полиментовку), а затем листовым золотом. Надо следить за тем, чтобы не испортить полиментом или морданом отгрунтованные под колер места.

После покрытия золотом (серебром, бронзой и т. д.) приступил к вышпаровке отдельных мелких мест (резьба, углубления). Прокрашивание осуществлял клеевой краской (можно применить и мастичную). Использование той или иной краски зависит от характера работ. Если помещение сухое, не подверженное сырости, лучше вышпаровывать мастичной краской. Лепку покрывают иногда молочной краской (молоко и цинковые сухие «белила).
Окрашивание производится два раза мягкими щетинными кистями. Движения должны быть ровными, быстрыми, чтобы не запачкать золоченые места.
Молочной краской покрывают только лепные детали и сложный профили.

Таблица 4. Процесс золочения с вышпаровкой
Наименование операций Инструмент Материал
Подготовка детали под полиментное или морданное золочение (см. табл. 1)
Полиментовка или покрытие лаком мордан Кисть беличья, кисть щетинная Полимент, лак мордан
Молочение, поталь, серебро, бронза (обычными приемами) Золотарный инструмент (подушка, нож, кисти, лапка) Золото, бронза, поталь, серебро
Грунтовка больших поверхностей Кисть щетинная, кисти коровьи Купорос, масляный грунт (зависит от колера)
Вышпаровка мелких мест (углубления, резьба) Кисть щетинная Колера разных цветов

Золочение «через огонь»

Раньше применялся, еще один способ золочения — «через огонь», или, как его еще называют, ртутное золочение.
Этот способ применялся главным образом при наружных позолотных работах (купола, балконные решетки, фонтаны, мостовые решетки и т. д.).
В Ленинграде им вызолочены многие замечательные памятники русского зодчества (Смольный собор, собор Петропавловской крепости, купола Исаакиевского собора и другие здания).

Способ золочения «через огонь», или ртутное золочение, (табл. 5) заключается в том, что поверхность покрывается амальгамой из чистого золота и ртути. В готовой амальгаме должно содержаться 33 части золота и 67 частей ртути, по консистенции она напоминает сливочное масло. Прежде чем приступить к нанесению амальгамы, металл очищают от окиси и жировых веществ.

Амальгаму предварительно заворачивают в. кожу и обжимают, чтобы удалить избыток ртути, а затем щеточками из латунной проволоки накладывают на предмет, стараясь по возможности скорее и ровнее распределить ее по всей поверхности.

После этого деталь некоторое время держат над горящими углями, выпаривая ртуть. Для получения равномерной позолоты предмет во время выпаривания ртути следует беспрерывно обрабатывать щеткой или тряпкой. Последняя операция требует большого опыта и навыка, строгого соблюдения правил техники безопасности.

Когда ртуть испарится, а это узнается по золотистому цвету предмета, то для быстрого охлаждения его погружают в холодную воду, а затем приступают к полировке с помощью гладил из кровавика, агата или кремня.

Достоинство этого способа заключается в том, что:

1) при выпаривании ртуть испаряется, а золото остается на поверхности металла;
2) слой золота может быть любой толщины и любого цвета;
3) золото прочно соединяется с покрываемым металлом.

Соединение происходит от того, что во время выпаривания ртути в нижней части золотого слоя частицы золота переплетаются, если можно так выразиться, с частицами покрываемого металла, и это обеспечивает прочное сцепление золота с покрываемым металлом. Обычно такая позолота держится до 100 лет.

Таблица 5. Процесс золочения «через огонь»
Наименование операций Инструмент Материал
Обезжиривание, очистка детали от пятен и коррозии Щётки, кисти Азотная кислота
Приготовление ртутной амальгамы Фарфоровая чаша Золото, ртуть
Натирание поверхности (предмета) амальгамой Замшевые мешочки Ртутная амальгама
Пропускание детали через огонь
Промывка и протирка вызолоченной поверхности Замшевая тряпочка Вода
Полирование поверхности Агат или кровавик Раствор разбавленного уксуса
Промывка холодной водой и сушка Вода, древесные опилки
Читайте также:  Мегаомметр м4100 4 инструкция по применению

При ртутном золочении невозможно навести амальгаму ровным слоем на поверхность, а также выпарить ртуть равномерно, отчего цвет позолоты получается неровный с пятнами. Кроме того, как было указано выше, ядовитые ртутные пары при выпаривании вредно действуют на здоровье рабочих. Последнее обстоятельство привело к запрещению ртутного золочения.

Во второй половине XIX в. путейский инженер Журавский предложил комбинированный способ золочения—«через огонь» и гальванический.

Гальванический ток разлагает содержащиеся в растворе металлические соли, восстанавливает металл, который в чистом виде осаждается на катоде. Гальванический способ по прочности уступает золочению «через огонь», но имеет перед ним серьезное преимущество, которое заключается в следующем:

исключается вредное воздействие ртутных паров, слой золота укладывается равномерно. При этом способе можно точно определить объем осевшего золота. Прочность позолоты зависит от прочности соединения золота с предохраняемым металлом. Возникла мысль соединить два способа: гальванический и «через огонь».
Таким комбинированным способом были вызолочены при перестройке шпиль и купол у колокольни Петропавловского собора, построенного архитектором Д. Трезини в начале XVIII в.

Шпиль и купол, покрытые медью, разобрали и подвергли очистке от окиси и жировых веществ сильным, но постепенным нагреванием. Для удаления появившейся окалины медные листы погружались в слабый раствор серной кислоты, затем промывались чистой водой и высушивались древесными опилками.
Перед золочением поверхность листов натиралась металлическими щетками или «крацовалась». Последний прием хорош тем, что поверхность покрывалась еле заметной шероховатостью, способствующей лучшему сцеплению золота и меди.

Затем листы промывались теплой водой и высушивались древесными опилками.
Подготовленные листы погружались в раствор золота, который приготовлялся следующим способом: к 400 г мелко разрезанного чистого золота добавлялось 1600 г «царской водки» (смесь азотной кислоты с соляной). Фарфоровая посудина помещалась в. песчаную баню, где раствор выпаривался. Затем в посудину при постоянном перемешивании наливали раствор синеродистого калия, что способствовало повышению температуры смеси. Полученный раствор золота после охлаждения пропускался через’ фильтр.

Листы погружались в ванну, наполненную раствором золота, и последнее оседало на поверхности листов с помощью гальванических батарей. Размеры ванны соответствовали величине погружаемых предметов. Так, для покрытия шпиля Петропавловского собора была устроена дубовая ванна длиной 12 футов, шириной и глубиной 5 футов (4х1,7х1,7 м ). Дно и стенки были покрыты полудюймовым слоем каучука. Ванна вмещала до 5500 л раствора.
Когда на поверхности листов оседало требуемое количество золота, приступали к обработке листов в ртутной ванне гальваническим способом. Опыт показал, что ртуть не задерживалась на поверхности золота, а впитывалась в него.

Время пребывания листов в ртутной ванне зависело от цвета позолоты. Чем листы интенсивнее обработаны ртутью, тем цвет золотого покрытия получался более светлым с зеленоватым оттенком, и наоборот, при менее интенсивной обработке листы приобретали цвет чистого золота.
Затем осажденная на позолоченных листах ртуть выпаривалась на угольях. Эта операция выполнялась особенно осторожно и аккуратно и продолжалась около 5 мин.

После выпаривания позолоченные листы крацовались и полировались. При помощи крацовки удалялись неприставшие кусочки золота, поверхность очищалась от посторонних частиц. Позолота после полирования приобретала глянцевый вид.

Полировка производилась агатом или кровавиком, заключенными в оправу с рукояткой.
В настоящее время вновь возрождается способ ртутного золочения «через огонь». Коллектив сотрудников научно-реставрационных производственных мастерских при Управлении по делам строительства и архитектуры при Ленгорисполкоме в содружестве с работниками Технологического института имени Ленсовета разрабатывает метод, позволяющий выпаривать ртутную амальгаму при наличии специальных приточно-вытяжных вептиляционных систем.
Можно не сомневаться, что в ближайшее время этот старый, но весьма эффективный способ золочения по меди, бронзе и серебру займет прочное место в позолотном деле.

Патинировка

Патинировать— значит придать предмету определенный цвет окраски, например, окрасить цинк под бронзу, латунь — под старинную бронзу и т. д.
Патинирование дерева под античную бронзу. При отделке одного из магазинов в Ленинграде группе позолотчиков было предложено запатинировать резной фриз под старинную бронзу. Лепную деталь требовалось подвергнуть бронзированию, а затем запатинировать.
В этой работе и мне пришлось принять участие.

Вначале стальным инструментом и компрессорами из каустической соды до основания счистили всю старую позолоту. Поврежденные места фриза восстановили резчики.
Проклеенную техническим клеем деталь ровным и тонким слоем два раза покрыли жидким левкасом. Отдельные ямки, неровности замазали шпаклевкой из левкаса.
Так как фриз имел сложный декоративно-художественный рисунок, его пришлось рассечь и обнаружитть рельеф.
Затем поверхность без пемзы лишевали и шихтановали. Очищенную деталь два раза покрыли шеллачным лаком, один раз — янтарным масляным.
После высыхания поверхность покрыли ровными слоями лака мордан. Пока поверхность сохранила отлип, посыпали ее сухим бронзовым. порошком, затем обмели . мягкими сухими кистями; И протерли ваткой.
Затем поверхность покрыли шеллачным светлым лаком и запатинировали краской. Краска, составленная из зелени, умбры, натуральной олифы, имела цвет темноватой бронзы.
Патинировали мягкими щетинными кистями и затем протирали ветошью. Фриз принял цвет античной бронзы.
При патинировании вызолоченного предмета порядок выполнения операций сохраняется тот же. Исключается операция покрытия поверхности шеллачным светлым лаком.

Ссылка на основную публикацию
Таблица инкубации бройлеров кобб 500
Бройлеры – одна из самых популярных куриных пород. Преимущественно их разводят ради получения нежного мяса, ведь бройлеры в 3-4 раза...
Схемы подключения электродвигателей стиральных машин
Домашнему мастеру в хозяйстве часто приходится делать то, что вручную не всегда легко и удобно. На помощь в таком случае...
Таблица допуски esr конденсаторов
Наткнулся на таблицу, которая близка к реальным данным ESR новых электролитических конденсаторов, измерил несколько штук прибором RLC-2 на частоте 10...
Твореное золото как работать
Твореное золото можно приготовить из отходов, собираемых при золочении сусальным золотом. Для очистки от посторонних примесей золотые “ошметки” помещаются в...
Adblock detector